ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Как воспитать ребенка » Тихие дети


Тихие дети

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Эта тема посвящена проблеме так называемых "тихих" детей.

0

2

ТИХИЙ, ТИХИЙ ПАВЕЛ
Чем опасны послушные дети?

В нашем классе Паша сидел на «камчатке». У него была очень строгая мама, которая нещадно лупила сына, если он приносил двойки. Поэтому Павел вел себя очень тихо, незаметно. Учителя любили скромного мальчика и ставили ему спасительные «тройки» (знаниями Паша не блистал).
Через много лет я встретил его у винного магазина. «Вот, брат, жизнь не задалась, — жаловался Павел. — Поступил в институт, как мать говорила, отмучился пять лет, но не могу устроиться по специальности. Да и не нравится она мне. Сменил несколько мест, нигде не прижился. Видно, судьба такая». А я вспомнил, как учителя хвалили послушного мальчика, у которого и брюки были всегда целы, и руки не расцарапаны. В отличие от нас, хулиганистых мальчишек, вечно доставлявших проблемы педагогам и родителям. Но почти все мои одноклассники со временем выбились в люди, а Паша так и остался неудачником.
— Послушание часто выливается в пассивность, а она — в неумение устроиться в жизни. И виноваты в этом родители и педагоги. Если вы спросите, кого предпочитает видеть в классе учитель — чересчур активного отличника или тихого троечника, то выбор, как правило, будет в пользу последнего, — говорит директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, профессор Марьяна БЕЗРУКИХ. — С ним проще — он никому не мешает. Так же ведут себя папы и мамы — им легче воспитывать послушного, «удобного» ребенка, чем маленького непоседу, который вечно ко всем пристает, лезет во все дыры. На него постоянно шикают — «отстань, отойди, играй тихо». Активный малыш требует много времени и внимания, которых у вечно занятых взрослых нет. Но потом, через десять лет, родители жалуются: «Ему уже 16, а он ничего не хочет, ничем не интересуется». А чего вы ждали, если на протяжении многих лет активность ребенка постоянно подавлялась. Он привык к пассивности, и в будущем ему бывает трудно выбрать профессию и пробиться в жизни.

0

3

— Я помню, как химичка орала на нас из-за того, что мы вертелись на уроке: «Я вам двойки поставлю, из школы выгоню!»
— Многие учителя, к сожалению, работают в авторитарном режиме, подавляют ученика. Или им не хватает элементарной выдержки. Известно: некоторые дети не могут сразу выполнить указание взрослых или ответить на вопрос. Им надо время, чтобы понять, что требуется. Но учителя спешат, ждать не хотят. Раз молчишь — садись, «два». А он, может, и знает, но не успевает сказать. Поэтому возникает чувство обиды на учителя, на школу, нежелание учиться. Отсюда — разговоры на уроке, баловство. А виноват учитель — не смог найти общий язык с детьми, заинтересовать их.
— Во многих семьях почти та же картина…
— Родители, к несчастью, тоже страдают педагогической «глухотой», не слышат своих детей. Недавно я была свидетельницей такой сцены: мама тащила по улице малыша 5-6 лет. Он упирался и явно не хотел куда-то идти, но мама упрямо волокла его за руку. Мальчик пытался что-то ей сказать, но она не слушала. В конце концов терпение у мамаши лопнуло, и она закричала на всю улицу: «Ты еще смеешь чего-то хотеть! Я тебе покажу хотенья!» Это типичная ситуация — родителям не хватает сил выслушать ребенка, они подавляют его физически, добиваясь покорности. А потом жалуются на его пассивность.

0

4

— Значит, детям можно разрешать все? Как в Японии, где до 8 лет ребенку практически ничего не запрещают?
— Нельзя все разрешать или все запрещать. Нужна золотая середина. Ребенку можно иметь собственное мнение, вступать в споры с родителями. Следует учить его правильно отстаивать свою точку зрения. И соизмерять потребности с возможностями семьи. Постоянные же запреты со временем могут вылиться в протест, даже в бунт. Особенно остро это проявится в подростковом периоде. Поэтому с ребенком следует разговаривать, а не твердить одно лишь «нет».
— И все же, что можно подростку?
— Все, что не угрожает его жизни и здоровью. Надо направить энергию ребенка в позитивное русло — уговорить заняться спортом, творчеством, учебой. Не старайтесь привязать его к себе, дайте свободу, но постарайтесь быть в курсе его проблем, чтобы вовремя помочь. И помните: из ребенка нельзя воспитывать послушного исполнителя любых требований, он должен уметь отстаивать свое мнение и со сверстниками, и со взрослыми, иначе никогда ничего на добьется.

0

5

Психолог, преподаватель кафедры психологии МПГУ Ольга БУЛАНОВА: «Послушные дети не опасны. Послушными, как правило, называют воспитанных детей. Они переходят дорогу на зеленый свет, моют руки перед едой, не ездят в лифте с незнакомыми мужчинами, здороваются, учат уроки, читают книги. Кто из нормальных взрослых может быть против такого поведения? Поэтому я бы поставила вопрос по-другому: что еще, кроме послушания, необходимо воспитывать в детях? Или чем хорошо уравновесить послушание?
Такими качествами являются  самостоятельность, ответственность, инициативность. А они гармонично достраивают личность лишь тогда, когда у ребёнка есть необходимая база — развитое мышление. Поэтому первое, с чего надо начинать, — учить ребёнка думать. Только тогда, когда ему понятно, о чем идёт речь на уроке, тогда и интересно, тогда он включен в работу, он активен. А когда материал сложен, непонятен, урок становится для него неинтересным, и тогда он тихо занимается своими делами, становясь при этом всё более тихим, замкнутым, ненужным.
Случай с Павлом достаточно типичен для детей, которых не научили думать, не развили их мышление. К сожалению,  такое поведение часто устраивает учителей — не мешает, и ладно. И вместо того, чтобы помочь «тихому» ребенку, объяснить непонятное, включить в общую работу класса, они предпочитают не замечать его проблем. Для них главное — успеть пройти программу.
Родители же часто слишком заняты на работе, загружены домашними делами, им не до тонкостей воспитания. Главное, по их мнению, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен. А воспитывает, мол, пусть школа. Так нормальные дети оказываются педагогически запущенными и потом всю жизнь расплачиваются за некомпетентность  взрослых».

0

6

Психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по детской психологии Ирина МЛОДИК: «Раньше послушный ребенок был не только удобен, но и адаптивен, из него получалась идеальная модель «советского человека», который прежде всего был исполнителем чужой воли. Теперь время требует совсем другой типаж: нужны не только активность, но и лидерство, яркая индивидуальность, умение принимать решения, оправдано рисковать, инициативность и творчество во всех сторонах жизни.
На такое, конечно, «тихий» ребенок не способен. Ведь «тихий» — это с подавленной волей, не умеющий хотеть и достигать желаемого, депрессивный.  Послушный ребенок из-за отсутствия собственной позиции легко становится объектом манипуляции чужой воли, а она может оказаться не всегда доброй. Это дети, легко поддающиеся чужому влиянию. К тому же они часто совершенно не интересны окружающим, потому что им нечего предъявить, у них отсутствует точка зрения, свой взгляд на мир. И потому у таких детей часто возникают проблемы в построении взаимоотношений. Они могут не создать пару вообще, или попасть в отношения, где его будут только использовать.
Послушание еще вредно тем, что оно — прямая дорога к разного рода зависимостям. Ведь «послушный» часто означает «зависимый» от родительского мнения и эмоций. Если в какое-то время родители уходят на второй план, то ребенок или подросток легко меняет объект своей зависимости. Уход не в самую лучшую компанию (секта, алкоголизм, наркомания) становится для него вполне реальным.
С независимым, активным ребенком непросто в детстве. Но, когда он вырастает, становится реализованной и счастливой личностью, которой гордятся родители. С послушным ребенком легко всем, но до тех пор пока он не вырос и не оказался лицом к лицу перед собственной внутренней пустотой».

0

7

Преподаватель кафедры прикладной психологии МГГУ им. Шолохова Елена БАХУРИНА: «С началом  школьной жизни  больше всего ударов достается именно «шустрикам» и «мямликам»:  первым — за непоседливость и невнимательность, вторым — за излишнюю медлительность. Парадоксально, но те самые «тихие дети» могут получиться и из первых, и из вторых. «Мямлики» — это классические «тихие дети»: сколько их ни ругают, сколько с ними ни занимаются дополнительно, они не будут работать быстрее, особенно в ситуации новых задач или быстрой смены заданий.
Иногда такие дети переутомляются от занятий и родительского нетерпения настолько, что уже нуждаются в помощи  психоневролога или невропатолога. Школьный психолог может дать рекомендации учителю, что следует и чего нельзя требовать у медлительного ребенка. Например, крайне нежелательно такого малыша заставлять переписывать не слишком аккуратно выполненное упражнение. Зато медлительный ребенок должен быть уверен, что у него лучше всех получается, допустим, рисовать ракеты.
И «мямликов», и «шустриков» очень сложно воспитывать: если с них спрашивать слишком строго, они ломаются, их самооценка стремительно падает. Если же слишком попустительски, то они моментально «садятся на шею»: капризничают, даже пытаются манипулировать взрослыми.
Воспитание таких детей похоже на ходьбу по лезвию бритвы. Необходимо точно определиться с приоритетами. Не стоит жестко контролировать мелочи в поведении, однако должны быть несколько самых важных моментов, выполнение  которых нужно требовать неукоснительно. Прежде всего, это вопросы нравственного характера (не обманывать, не обижать слабых и т.п.).

0

8

С началом подросткового возраста, где-то с 5-6 класса, развитие «тихого» ребенка  может пойти по трем основным направлениям:
1. Не найдя себя ни дома, ни в школе, он идет в уличную компанию. Тревогу несостоятельности подросток может пытаться снизить через алкоголь, наркотики и через так называемое «конформное» поведение: «все пошли — и я тоже пошел».
2. В редких случаях подросток, замкнутый в своих переживаниях, взрывается агрессией или аутоагрессией, т.е. агрессией, направленной на себя, и эксцесс может завершиться трагически как для него самого, так и для его близких. Но это уже случаи патологии.
3. Наконец, может иметь место тот самый вариант с «тихим Павлом», описанный выше.  Хотя чаще такими «тихонями» все же бывают девочки.

0

9

Известный американский детский психотерапевт Сюзан Кэррел  говорит о том, что подростковый возраст — это эпоха «социальных экспериментов»: а что будет, если я украду? Может, взрослые просто пугают?  Подросток «проверяет на прочность» социальные границы и важно, чтобы они были прочнее, чем  усилия подростка.
Но «тихие дети» не пытаются нарушить границы, у них не возникает проблема самоопределения, поскольку они не прошли стадию психологического отделения от родителей. Вне четких указаний авторитарной матери они, как и прежде, чувствуют тревогу и несостоятельность. По сути, невозможную дилемму «быть самим собой или быть любимым матерью» они  давно решили, отказавшись от своего «я».
Для того, чтобы избежать негативных последствий, подросток должен иметь значимое для других членов семьи знание или умение. Родители ничего не потеряют, а. наоборот, приобретут, если станут советоваться с сыном по вопросам Интернета или с дочкой по вопросам модной одежды для мамы.
Успешные люди надежны, искренни и доброжелательны, они открыты новым знаниям и готовы, если понадобится, к изменениям. Они, как правило, имеют хорошую работу и счастливы в браке.
Неуспешные — плохо понимают себя, не стремятся на деле улучшить свою жизнь, могут быть лукавы и завистливы. Они часто страдают от одиночества и «непонятности». У них нередки проблемы с трудоустройством. Такова цена «послушания».

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Как воспитать ребенка » Тихие дети