ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Такая разная школа


Такая разная школа

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

ШКОЛЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ, ШКОЛЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ

«Мы все учились понемногу, чему -нибудь и как-нибудь...» Эти известные строчки из бессмертного романа Александра Пушкина можно было смело отнести ко всем выпускникам советских школ — тогда, 20-30 лет назад, действительно всех учили по одному стандарту и по одним и тем же учебникам. И выпускники (за небольшим исключением) получались практически одинаковыми — как по лекалу сделанными.
Теперь не то: закон «Об образовании» дал свободу учительскому творчеству, разбудил педагогическую фантазию. Сегодня существуем много разных школ — с весьма отличными программами и методиками обучения. У родителей появился выбор — куда отдать свое чадо, а у учителей есть возможность самовыражения и самореализации.

0

2

Гендерные школы.

Гендерная методика — образование с учетом пола ребенка. Ее цель — дать школьнику как можно больше знаний и сохранить при этом здоровье.
Но сразу оговоримся: речь идет не об «однополых» учебных заведениях (типа дореволюционных мужских и женских гимназий), а именно о раздельном (гендерном) обучении детей разных полов в одной школе.
Основой гендерного обучения стал постулат, что мужская и женская физиологии различны. Девочки обычно учатся лучше мальчиков, они внимательнее, усидчивее, легче усваивают новый материал. Ребята же отстают в умственном и физическом развитии в среднем года на два, что отрицательно сказывается на их психике и занижает самооценку. Действительно, кому приятно выглядеть дураком на фоне умненьких одноклассниц... Вот и появляются в классах отпетые двоечники, утверждающие свой авторитет иными, чем учеба, методами...
При раздельном обучении школьные программы корректируются с учетом половозрастных особенностей детей. Уроки в гендерных классах проходят по-разному. Девочкам, к примеру, проще копировать написанное на доске, чем самим искать ответы. Им важна эмоциональная окраска занятия, хорошее настроение учителя, благожелательная атмосфера в классе. Они больше привыкли все повторять за педагогом, чем самостоятельно добывать знания.

0

3

Мальчики же больше любят учиться сами. Перед ними можно поставить трудную задачу, и они будут биться над ней до тех пор, пока не решат. И чем сложнее задание — тем им интересней. При работе с мальчиками учителю необходимо задавать вопросы, поддерживать постоянную обратную связь. Они больше “раскачиваются”, зато быстрее находят ответы на трудные вопросы.
— Можно привести такой пример, — говорит директора школы №1257 Людмила Григорьева. — Во французском языке, с которым я работаю, лексику легче проходить с девочками: они прилежнее выполняют упражнения и учат новые слова. Но грамматику (а она достаточно сложна) лучше изучать с мальчишками. Они без проблем усваивают сложные грамматические конструкции, логичнее строят предложения.
В целом после введения раздельного обучения успеваемось как мальчиков, так девочек, улучшилась. Кроме того, дети стали меньше уставать —  уроки, построенные с учетом физиологии пола, проходят легче. И на некоторые “интересные” вопросы стало возможным отвечать более откровенно...
Успехи мальчиков и девочек, по мнению школьных психологов, нельзя оценивать по одной системе, нужен отдельный подход и даже отдельные отметки.
Нельзя забывать и еще об одином важном аспекте — гендерном воспитании. Мальчиков нужно сразу готовить к тому, что они — будущие мужчины, на их плечи ляжет забота о безопасности страны.
Именно на это делается упор в 760-й московской школе. В ней, помимо всего прочего, ставят задачу патриотическом воспитании ребят. Мальчишек с первого класса готовят быть защитниками Родины. Накануне 23 февраля в школе происходит «Посвящение в мужчины». Это театрализованное действие, в котором принимают участие и школьники, и взрослые. Учителя переодеваются в костюмы исторических и былинных персонажей (Илью Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского) и дают мальчишкам наказ «Беречь и хранить Отчизну». В этой школе есть даже специальные «гендерные» предметы: у девочек — «Ведение домашнего хозяйства», у мальчиков — «История российской армии и флота».

0

4

Авторские школы.

Учеба в них строится по оригинальным авторским методикам. Таких учебных заведений в столице немного — Ушинские и Макаренко во все времена были штучным товаром. 
Одной из авторских альма-матер является «Школа самоопределния» №734. Ее основатель и автором уникальной методики - известный педагог Александр Наумович Тубельский. Несколько лет назад я побывал в этом уникальном учебном заведении и поговорил с ее директором (к сожалению, недавно Александр Наумович ушел из жизни).

0

5

Вот что рассказал Тубельский о своем детище:
Главное в образовании не сумма вдолбленных знаний, большую часть которых школьник все равно забудет, а возможность самовыражения, самореализации.
Поэтому упор в обучении делается на развитие различных навыков и умений. Учебные предметы в «Школе самоопределения» делятся на три группы: обязательные, спецкурсы и интенсивы. В первую входят труд, литература, математика, обществоведение, физкультура. Спецкурсы (мастерские) выбирают сами ученики: зарубежная литература, история искусства, история Москвы, история религий, психология, кино, театр, основы медицины... Набор у каждого получается свой, индивидуальный, но общее количество уроков в неделю должно быть не менее 25. Расписание занятий у ребят из одного класса часто не совпадает: пока одни зубрят историю Москвы, другие занимаются психологией.
В школе Тубельского учителя работают по специальным методикам. Историю изучают через «погружение» в эпоху: все школьные дисциплины подстраиваются под определенную тему. Скажем, в 6 классе ребята «погружаются» в Древний Египет. На уроках математики они считают, сколько мешков зерна должны оставить себе, сколько — отдать фараону и жрецам, виртуально участвуют в строительстве пирамид. На литературе читают древние мифы и предания, проходят иероглифы. Затем дети так же «погружаются» в эпоху античности: становятся жителями Древней Греции, Рима, средвековыой Венеции...

0

6

Триместровые школы.

Школьный год, как известно, делится на части неравномерно. Не успели ученики 1 сентября сесть за парты, как занятия подобятк концу: в 20-х числах октября учителя уже подводят первые итоги. Вторая четверть еще короче — всего полтора месяца. О последней «четвертушке» вообще лучше не говорить: с середины мая уроки превращаются в формальность. Зато третья четверть - самая долгая и тяжелая: с середины января по конец марта. Дети, особенно младшеклассники, сильно устают, успеваемость, как правило, снижается... Но есть и другое деление учебного года — на триместры и «дольки».
— Триместры позволяют равномернее распределять учебную нагрузку, — поясняет заместитель директора лицея №1594 Евгения Луцкая. — За вычетом праздников и каникул (они сохраняются без изменений) получается по 11-12 недель учебного времени в каждой части.

0

7

За две недели до конца триместра учителя выставляют предварительные оценки. Если есть колебания (скажем, между тройкой и четверкой), у ученика достаточно времени, чтобы исправить отметку. Отсюда меньше нервотрепки и больше здоровья у школьников и учителей.
А в 848-й столичной школе учебный год делится вообще на 6 «долек», продолжительность каждой — примерно 30 дней. Затем следует неделя отдыха. Таким образом, ребята отдыхают чаще — у них в течение учебы каникулы 5 раз (плюс — продолжительные летние). Это позволяет снизить нагрузку на учеников и сделать занятия более эффективными.

0

8

Здоровьесберегающие школы.

Главный упор в них делается на сохранении здоровья учеников. В 760-й школе, о которой мы уже говорили, младшеклассники пишут в тетрадях перьевыми ручками, стоя за партами-конторками.
— Современное «безотрывное» письмо вредно для маленьких детей, — объясняет директор Владимир Гармаш. — Мы доказали, что через 20 минут письма шариковой ручкой у ребенка наблюдаются все признаки стенокардии: повышается кровяное давление, начинается аритмия. Все потому, что он сидит в согнутой позе и сердце зажимается. Если же ребенок пишет перьевой ручкой, то получается импульсно-нажимное письмо. Через каждые 10-15 секунд он вынужден тянуться к чернильнице и обмакивать в нее перо. Это позволяет сердцу расслабиться и дает дополнительную моторику организму. Кроме того, таким образом значительно легче «поставить» красивый почерк. А парты-конторки позволяют бороться со сколиозом и близорукостью. У них изменяется как высота, так и угол наклона поверхности. Они подгоняются под каждого ученика индивидуально. В современных школах столы сделаны по-другому: горизонтальная крышка и стул. Дети сидят скрючившись, поэтому каждый второй ребенок в начальной школе — сутулый, у 60% — зрение менее единицы!

0

9

На потолках в здоровьесберегающих классах школы нарисованы «восьмерки» и эллипсоиды. Во время разгрузочных переменок дети с интересом глядят на эти загогулины - так происходит зрительная тренировка глаз, поэтому ребята меньше устают. Или взять экологические стенды на стенах — панно с русским пейзажем. Они нужны для создания психологического комфорта. Когда ребенок видит картину, а не голую стену, он отдыхает, отвлекается от монотонного урока.

0

10

Вальдорфская школа.

Школа №1060 - единственная в столице, где преподают по законам вальдорфской педагогики. А преподаватель музыки из этого необычного учебного заведения Михаил Стародубцев стал победителем конкурса «Учитель года России-2008».

0

11

Вальдорфская педагогика была создана Рудольфом Штайнером в 1919 г. в Германии при фабрике «Вальдорф Астория». В общем виде ее  принципы таковы:

1. Вальдорфцы против раннего интеллектуального развития ребенка – сначала у него должен сформироваться эмоциональный мир, художественное мышление, и только после этого можно накачивать знаниями. Поэтому в классической вальдорфской школе читать и писать детей учат  с 12 лет.
2. Знания передаются от учителя к ученику через опыт – феноменологический подход. Ребенок сам открывает для себя мир, а не получает готовые сведения. Исторические факты часто излагаются в виде сказаний, легенд, преданий, дети участвуют в театральных постановках на известные исторические сюжеты.
3. Главная задача обучения - разностороннее развитие личности. Поэтому много времени уделяется игре на музыкальных инструментах, пению, изобразительным искусствам. Регулярно проводятся занятия эвритмией – специальным ритмическим танцем, где музыка или речь выражаются движениями тела.
4. Оценки за ответы и задания не ставятся. Очень важны межличностные отношения, поэтому ученик свободно выбирает для себя учителя.

0

12

- Каждый ученик нашей школы играет на том или ином инструменте, – поясняет Михаил Стародубцев. – Сначала берет флейту, потом скрипку или еще что-нибудь. В третьем классе мы, учителя, устраиваем для школьников небольшой концерт, каждый педагог представляет тот или иной инструмент. И дети сами выбирают, на чем учиться играть в дальнейшем. Они определяют не только инструмент, но и педагога. Это и есть свобода выбора, свобода отношений между учителем и учеником.
В результате, как выяснилось, к выпускному классу ребята осваивают по два-три инструмента. Помимо этого у них, как и положено, есть хоровые занятия, сольфеджио… Но все это – без принуждения, без того, чтобы буквально «приковывать» ученика к скрипке или пианино и заставлять его часами сидеть за инструментом. А еще в 1060-й школе не ставят оценок.

0

13

Мы стараемся учить детей без страха и стресса, - говорит Михаил Стародубцев, - поэтому до 9 класса отметки не выставляем. Ведь любая контрольная и экзамен – это испытание для ребенка, удар по его психике. У нас нет второгодничества, разделения учеников на хороших и плохих… Все ученики – хорошие. Я, кстати, заметил – из так называемых «трудных» подростков потом часто получаются отличные руководители.
     Учебные предметы в школе сориентированы на ритм дня, недели, года и излагаются «эпохами» - в течение 3–4 недель один и тот же предмет стоит первым в расписании, сдвоенным уроком. Это ведет к концентрации учебного материала и дает учителю возможность последовательно развивать материал в течение всей «эпохи». В  шоле последовательно проходят «эпоха барабана», «эпоха скрипки», «эпоха пианино» и т.д. Каждый ученик знакомится со всеми инструментами и потом сознательно делает свой выбор.

0

14

Кроме того, в учебном заведении распространено театральное и изобразительное искусство, пение, особенно хоровое, эвритмия. Все это для того, чтобы развить разные стороны личности ребенка. Чем больше он занимается художественным творчеством, тем лучше и его успехи в обычных предметах. Эту закономерность учителя давно подметили и используют в работе. Занятия музыкой способствуют, в частности, улучшению памяти и на 30% повышают результаты по естественнонаучным предметам, а также математике. Лучше играешь на флейте – лучше запоминаешь формулы. Таковы правила!

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Такая разная школа