ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Бедный, бедный Гоголь


Бедный, бедный Гоголь

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

БЕДНЫЙ, БЕДНЫЙ ГОГОЛЬ
На 200-летие Николай Васильевич наконец-то получит свой музей

У всех великих русских писателей в Москве есть литературные или мемориальные музеи, у Толстого их даже два, у Пушкина - целых три. Что, в принципе, понятно – «солнце русской поэзии» все же… А вот Гоголя обидели – Николай Васильевич остался «безмузейным». И только к 200-летию он получил долгожданный подарок  – мемориальные комнаты.

0

2

Скромный особняк на Никитском бульваре, дом Толстых - графа Александра Петровича и графини Анны Георгиевны. Типичный московский классицизм, белое с желтым, колонны и флигеля. Здесь Николай Васильевич провел последние четыре года своей недолгой жизни.
Перед зданием – памятник работы скульптора Андреева. Гоголь, закутавшись в шинель (наверное, ту самую, Акакия Акакиевича), сидит в глубоком кресле, погруженный в невеселые мысли. Может быть, видит перед собой птицу-тройку, летящую по России, а может – Чичикову бричку, колесящую по ее проселкам. Вокруг памятника – талый мартовский снег и чирикающие воробьи, сошедшие с ума от яркого мартовского солнца…
- Николай Васильевич занимал в этом доме две комнаты, - говорит директор «Дома Гоголя» Вера Викулова, - направо от входа.
Через узкие входные двери попадаем в прихожую, откуда парадная деревянная лестница ведет на второй этаж. Прекрасно сохранившаяся печь-голландка, кажется, еще хранит тепло старинной русской усадьбы. В покои писателя входим через небольшую комнатку - лакейскую. Здесь на дорожном сундуке, символе вечного странствия и бытовой неустроенности Николая Васильевича, спал его слуга, преданный, молчаливый дворовый человек Семен. Именно с него был срисован Осип из «Ревизора»…
Следующее помещение – гостиная. Возле стены – небольшой диван, стол и несколько стульев, на стенах – старинные гравюры с изображением Рима. Гоголь очень любил Италию, особенно «вечный город», где провел, наверное, лучшие годы своей жизни. Вся мебель в музее – типологическая, то есть гоголевской эпохи. Подлинных, мемориальных предметов, к сожалению, почти не сохранилось – лишь гипсовая маска писателя да костяная игольница, принадлежавшая его матери. После смерти Николая Васильевича все его имущество уместилось в два небольших чемодана и было оценено (вместе с личной библиотекой, насчитывающей 234 тома) всего в 30 рублей…

0

3

Главный экспонат гостиной – камин, в котором великий сатирик сжег второй том «Мертвых душ». Мало кто знает, что Гоголь уничтожал свою несчастную книгу дважды – сначала первый вариант в Италии, затем второй, более поздний, в Москве. Зато теперь у нас есть две редакции второго тома, точнее, нескольких чудом сохранившихся его глав.
В эту самую гостиную Гоголь вошел в ночь с 11 на 12 февраля 1952 года, развел огонь и начал бросать в него рукопись «Мертвых душ». Прибежавший слуга попытался образумить барина, на коленях умоляя оставить хоть что-нибудь, но писатель только повторял: «Молись, Семен!» и продолжал кидать в камин все новые и новые страницы. «В огонь, все – в огонь», - как безумный, повторял Гоголь. Наконец он устал и обессилено опустился на стул. «Что я наделал!» - всхлипнул Николай Васильевич, когда осознал содеянное, но было уже поздно… «Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все, - с горечью сказал он утром графу Толстому. - Как лукавый-то силен - вот к чему меня подвинул».
Следующая комната – спальня и одновременно рабочий кабинет писателя. У крайнего окна – конторка – такая же, за которой он обычно работал, рядом книжный шкаф из красного дерева, в котом хранился его знаменитый кожаный портфель с рукописями, а у стены – узкая кровать. И еще литографии Иерусалима – города, в который Гоголь страстно мечтал попасть, но так и не успел.

0

4

Но скончался Николай Васильевич, как выяснилось, не в этом кабинете. Вместе с Верой Павловной мы переходим на левую половину дома. В небольшой «комнате памяти» - диван, ровесник того самого, на котором больной, измученный Гоголь провел свои последние дни, напротив него - большое зеркало, убранное черным покрывалом. Здесь же находится посмертная маска писателя, четки и книга Иоанна Лествичника «Лествица райская», имевшая для него огромное значение. А небольшая ширма отделит посетителей от смертного ложа Гоголя – как бы скрывая тайну его кончины…
- Нам пришлось восстанавливать весь первый этаж, - говорит Викулова, - всю анфиладу комнат. Раньше здесь был абонемент с книжными стеллажами, но после реконструкции мы перенесли его в подвал, чтобы освободить помещения для экспозиции.
В этих парадных комнатах граф Алексея Толстого обычно принимал своих гостей, здесь же Гоголь читал «Ревизора» перед актерами Малого театра. Поэтому в гостиной расположилась инсталляция, изображающая «немую сцену» из бессмертной комедии – застывших в разных позах героев. Здесь же будут звучать отрывки из «Ревизора» - как аудиофон экспозиции. Переходим в следующий зал.

0

5

- Идея его оформления - своеобразный «круг жизни», отражающий главные этапы творчества писателя, - рассказывает художник-дизайнер Леонтий Озерников. – Вот старосветские помещики за вечерним чаем, вот прекрасная Панночка, сведшая с ума Хому Брута, вот герои его петербургских повестей - зловещий портрет, нос майора Ковалева, шинель несчастного Акакия Акакиевича. Следом за ними – Хлестаков в окружении чиновников города Н. и персонажи «Мертвых душ» - Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. И, конечно, непременный Чичиков в бричке, исколесившей пол-России. Дорога, движение являются главной мыслью экспозиции, ведь Гоголь был вечным странником, не имевшим ни собственного дома, ни семьи. Этот зал предназначен для небольших лекций – школьники смогут прослушать отрывки из пьес, полистать (в электронном вид, конечно) книги писателя, посмотреть фильмы по его произведениям. Мне хочется, чтобы эта экспозиция не была чем-то раз и навсегда застывшем, мертвым, а постоянно менялась, как сцена, на которой идет бесконечный спектакль под названием «Жизнь Николая Гоголя». Здесь же, кстати, будет представлен герб дворян Гоголей-Яновских – подкова, в которую вписан православный крест. Тоже весьма символично…
«Экскурсии в наш музей расписаны уже на три месяца вперед», - говорит с гордостью Вера Павловна. Действительно, здесь есть что показать и о чем рассказать, силы и средства в создание мемориальной экспозиции вложены немалые. Что же, Николай Васильевич это заслужил.

0

6

…Со стены гостиной на посетителей смотрит Гоголь – грустный и немного ироничный, как бы спрашивающий: «Чему смеетесь?»
Над собой смеемся, Николай Васильевич, исключительно над собой…

0

7

Легенды Гоголя

С жизнью и смертью Гоголя связано немало легенд, что, впрочем, объяснимо – писатель был человеком очень замкнутым, скрытным, склонным к мистификациям и обманам. Вот некоторые из них.

Гоголь умер во сне.

Николай Василевич страшно боялся быть погребенным заживо, находясь в состоянии летаргического сна, поэтому за семь лет до своей смерти завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Тем не менее, по ряду признаков, он оказался похороненным именно так - заживо. Когда в 1931 году ликвидировали некрополь Данилова монастыря (монастырь отдавали под колонию для несовершеннолетних преступников), прах Гоголя решили перенести на Новодевичье кладбище. Едва вскрыли гроб, как присутствующим открылась странная картина: голова писателя была повернута набок, как будто он сам повернулся. Поэт Андрей Вознесенский позднее написал по этому поводу:
Вскройте гроб и замрите в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.
(«Похороны Гоголя Николая Васильевича»).

0

8

Гоголя отравили врачи.

Причина смерти Гоголя до сих пор остается тайной. Некоторые считают, что его сгубил менингит, другие – что душевное заболевание и истощение организма вследствие поста. Современные исследователи считают, что писателя, скорее всего, отравили сами врачи – разумеется, непреднамеренно. Николая Васильевича лечили от расстройства желудка (в Москве ходил брюшной тиф), причем поочередно три эскулапа, и каждый прописывал каломель – сильнодействующее лекарство, содержащее ртуть. Однако, если оно вовремя не выводится из организма, то начинает приносить вред. Именно так с Гоголем и произошло – он получил передозировку опасного снадобья, которое не могло удалиться естественным образом (писатель постился, поэтому в желудке не было пищи). Вследствие этого писатель получил смертельную дозу ртути.

0

9

«Голгофа» Гоголя досталась Булгакову.

Братья Аксаковы, друзья и почитатели писателя, привезли с берега Черного моря на его могилу  большой черный камень, по форме напоминающий Голгофу, в него был поставлен железный крест. После перезахоронения Гоголя камень таинственным образом исчез, и лишь в начале 1950-х годов вдова Михаила Булгаков, Елена Сергеевна, случайно обнаружила его в сарае гранильщиков на Новодевичьем монастыре. Она добилась того, чтобы «Голгофу» перенесли на могилу мужа. Так надгробный камень Гоголя оказался на месте захоронения автора «Мастера и Маргариты», что, наверное, правильно: Булгакова часто называют «Гоголем ХХ века».

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Бедный, бедный Гоголь