ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Вальдорфская школа


Вальдорфская школа

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

ЭПОХА БАРАБАНОВ
Занятия музыкой помогает изучать математику

В этой школе до 9 класса не ставят оценок, а все дети умеют играть на том или ином музыкальном инструменте, а то и на двух-трех сразу. Несколько раз в году учителя и ученики устраивают совместные театральные представления, а потом с удовольствием обсуждают, кто как играл. И еще в ней никогда не заставляют детей делать то, что им не нравится.
Школа №1060 - единственная в столице, где преподают по законам вальдорфской педагогики. И не случайно именно ее учитель – преподаватель музыки Михаил СТАРОДУБЦЕВ - стал победителем конкурса «Учитель года России-2008». Его «Большой хрустальный пеликан» - признание заслуг всего школьного коллектива.

0

2

СПРАВКА.
Вальдорфская педагогика была создана Рудольфом Штайнером в 1919 г. в Германии при фабрике «Вальдорф Астория. В общем виде ее  принципы таковы:
1. Вальдорфцы против раннего интеллектуального развития ребенка – сначала у него должен сформироваться эмоциональный мир, художественное мышление, и только после этого его можно накачивать знаниями. Поэтому в классической вальдорфской школе читать и писать детей учат  с 12 лет.
2. Знания передаются от учителя к ученику через опыт – феноменологический подход. Ребенок сам открывает для себя мир, а не получает готовые сведения. Исторические факты часто излагаются в виде сказаний, легенд, преданий, дети участвуют в театральных постановках на известные исторические сюжеты.
3. Главная задача обучения - разностороннее развитие личности. Поэтому большое время уделяется игре на музыкальных инструментах, лепке, пению, изобразительным искусствам. Регулярно проводятся занятия эвритмией – специальным ритмическим танцем, где музыка или речь выражаются движениями тела.
4. Оценки за ответы и задания не ставятся. Очень важны межличностные отношения, поэтому ученик свободно выбирает для себя учителя.

0

3

Пианино в кладовке

Здание 1060-й школы спряталось в глубине двора в самом центре Москвы. Рядом расположена Серпуховская застава, напротив - Плехановская академия. Когда-то это была рабочая окраина, теперь – престижный район.
Внешне школа ничем не отличается от сотен таких же учебных заведений, построенных в середине 1930-х годов по проекту «школа-госпиталь»: четырехэтажное (теперь, после реконструкции, пятиэтажное) здание, широкие коридоры, небольшие, уютные классы. Необычность начинается внутри. Вместо привычных классов – музыкальные, и даже кладовая – помещение для занятий музыкой: в ней стоят пианино и старинная фисгармония (вполне, впрочем, действующая), теснятся на полках нотные тетради, навалены вдоль стен трубы и барабаны.
- А что делать? – говорит Михаил Стародубцев. – Помещений не хватает…
Что понятно: в школе, помимо обычных занятий, постоянно проходят репетиции. На пятом этаже, в актовом зале, старшеклассники, к примеру, ставят очередной спектакль.
- Ученики «разобрали» все праздники, - комментирует Михаил Леонидович, - и готовят представления. Кто-то делает спектакль на Рождество, кто-то – на Новый год, кто-то – на 8 марта и т.д. Причем делают ребята все сами, никого заставлять не нужно.
- Учителя тоже принимают участие?
- Конечно, куда же они денутся от своих учеников!
- А если таланта нет?
- Такого не бывает, каждый человек талантлив, нужно только раскрыть его. Не умеешь петь – танцуй, не умеешь танцевать – говори. В крайнем случае – изображай на сцене дерево…
Проходим по школьному коридору. Из-за одной из дверей раздаются гитарные аккорды – там идет репетиция гитарной группы. Маленькие мальчики и девочки с упоением перебирают струны…

0

4

- Каждый ученик нашей школы играет на том или ином инструменте, – поясняет Стародубцев. – Сначала берет флейту, потом скрипку или еще что-нибудь. В третьем классе мы, учителя, устраиваем для школьников небольшой концерт, каждый педагог представляет тот или иной инструмент. И дети сами выбирают, на чем учиться играть в дальнейшем. Они определяют не только инструмент, но и педагога. Это и есть свобода выбора, свобода отношений между учителем и учеником.
В результате, как выяснилось, к выпускному классу ребята осваивают по два-три инструмента. Помимо этого у них, как и положено, есть хоровые занятия, сольфеджио… Но все это – без принуждения, без того, чтобы буквально «приковывать» ученика к скрипке или пианино и заставлять его часами сидеть за инструментом. После таких занятий ребенок на всю жизнь возненавидит музыку…

0

5

Гармония - сила

А ведь цель обучения в 1060-й школе – именно гармоничное развитие ребенка.
- В советские времена обычная и музыкальная школы существовали отдельно, - говорит Михаил Стародубцев. – И лишь в 1980-е годы в Щербинке мы создали Школу искусств, где художественное и академическое образование шли рука об руку. Долгое время это было единственное в своем роде учебное заведение в нашей стране. Потом, в 1992 году, удалось открыть экспериментальную школу вальдорфской педагогики, позднее она получила статус государственной, 1060-й.
- Это правда, что у вас не ставят оценок?
- Мы стараемся учить детей без страха и стресса, - говорит Михаил Стародубцев, - поэтому до 9 класса отметки не выставляем. Ведь любая контрольная и экзамен – это испытание для ребенка, удар по его психике. У нас нет второгодничества, разделения учеников на хороших и плохих… Все ученики – хорошие. Я, кстати, заметил – из так называемых «трудных» подростков потом часто получаются отличные руководители. Эти дети более требовательны ко взрослым, поэтому с ними и труднее (но гораздо интереснее) работать.
- Предметы у вас, как я слышал, преподаются не совсем обычно…
- Они сориентированы на ритм дня, недели, года и излагаются «эпохами» - в течение 3–4 недель один и тот же предмет стоит первым в расписании, сдвоенным уроком. Это ведет к концентрации учебного материала и дает учителю возможность последовательно развивать материал в течение всей «эпохи».
- А музыкальные инструменты преподаются так же?
- Да, у нас есть «эпоха барабана», «эпоха скрипки», «эпоха пианино» и т.д. Каждый ученик знакомится со всеми инструментами и потом сознательно делает свой выбор.
- Художественное творчество у вас ведь не ограничивается только исполнением музыки?
- Нет, у нас очень распространено театральное и изобразительное искусство, пение, особенно хоровое, эвритмия. Все это для того, чтобы развить разные стороны личности ребенка. Чем больше он занимается художественным творчеством, тем, кстати, лучше и его успехи в обычных предметах. Эту закономерность мы давно подметили и используем в нашей работе. Занятия музыкой способствуют, в частности, улучшению памяти и на 30% повышают результаты по естественнонаучным предметам, а также математике. Лучше играешь на флейте – лучше запоминаешь формулы. Вот такое правило.

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Вальдорфская школа