ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Хочу рассказать » Мульти-пульти Алексея Туркуса


Мульти-пульти Алексея Туркуса

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ
Российское аниме не поддается копированию

Мультфильмы любят все – и дети, и взрослые, благо, на наших экранах их сейчас прелостаточно. Нажмешь на кнопку, и обязательно наткнешься на какой-нибудь анимационный сериал. Есть даже целый телеканал, специализирующийся на показе мультиков, в основном, правда, иностранных. А как на этом фоне смотрятся наши, отечественные анимационные ленты? Об этом корреспонденту «РД» рассказал режиссер-мультипликатор Алексей Туркус.

Справка.
Алексей Туркус родился в Москве в 1955 году, закончил МАРХИ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где учился у таких известных режиссеров-мультипликаторов, как Хитрук и Качанов. Работал на «Союзмультфильме» и других анимационных студиях.

Отредактировано Игорь Градов (2011-04-14 12:24:00)

0

2

- На экранах действительно засилье зарубежных аниме-сериалов, - говорит Алексей, – главным образом американских и японских. Их штампуют по несколько десятков серий в год, причем, как правило, весьма однотипных и невысокого качества. По количеству мы пока не можем составить им конкуренцию, и этому есть ряд объективных причин. Во-первых, за рубежом производство мультсерий давно поставлено на поток, в этой области работают тысячи людей, созданы огромные кинофабрики, давно отлажен технологический процесс. Сюжеты придумывают десятки сценаристов, картинки рисуют сотни художников. В это вкладываются очень большие деньги, идут многомиллионные инвестиции. У нас же производство мультфильмов всегда было штучным делом. Еще с советских времен считалось, что анимационное кино должного быть не хуже игрового, поэтому к процессу создания мультиков относились очень тщательно – долго утверждали сценарий, внимательно подбирали художников, а героев озвучивали известнейшие актеры – Леонов, Папанов, Румянцева, Табаков, Ануфриев, Аронова… Все делалось так, что лента выглядела весьма достойно. Такой подход сохранился и сейчас: для российских аниматоров их работа – прежде всего творчество, поэтому они работают дотошно и кропотливо.
- Сколько времени уходит на производство одной мультленты?
- Все зависит от длительности картины. Например, стандартный рисованный мультфильм продолжительностью 10 минут делается около восьми месяцев, при этом в процессе участвует не менее 20 человек. Сначала пишется и утверждается сценарий, потом режиссер-мультипликатор придумывает и набрасывает основные персонажи и раздает задание художникам-аниматорам, которые и воплощают его идеи в жизнь. После чего в работу включаются очень нужные люди - прорисовщики и фазовщики, они заставляют героев ходить, бегать, прыгать.  Важно, чтобы все выглядело плавно, поэтому требуется очень много рисунков. Кроме того, в процессе создания участвуют люди, занимающиеся только фоном и пейзажем, и те, кто «заливает» рисунки красками… Когда все готово, начинается озвучка - подбираются актеры, идет звукозапись. Это тоже весьма кропотливый процесс – нужно, чтобы голоса точно соответствовали персонажам. Помню, как мы долго искали актрису для главной роли в мультфильме «Буревестник». Почти всех персонажей (самого Буревестника, Пушкина, учительницу, хулигана Федотова) блистательно озвучила Мария Аронова, а вот для девочки-школьницы никак не могли подобрать «голос». И тут я случайно услышал, как говорит одна из наших художниц – высоким, детским голоском. Мы тут же взяли ее на роль, и она прекрасно справилась с заданием.

0

3

- Но ведь сейчас многое делается на компьютерах…
- Многое, но не все. Они помогают ускорить процесс, с их помощью удобно, например, «заливать» краски или создавать пейзажи, но главных героев все равно приходится рисовать вручную…
- Поэтому, наверное, наши мультики получаются такими оригинальными?
- Да, техника их создания подчас уникальна, скажем, Юрия Норштейна. Он работал в стиле «перекладки» - каждый персонаж «разрезался» на кусочки и при движении «перекладывался». Получался как конструктор из деталек, которые можно менять по своему усмотрению. Переложил – снял на камеру, снова переложил… Выходило очень оригинально – многослойное, «объемное» изображение. В такой технике сняты самые знаменитые фильмы Норштейна – «Сказка сказок» и «Ежик в тумане». Казалось бы, ничего сложного, однако повторить на том же уровне пока ни у кого не получается. Или, допустим, «пластилиновая» техника, которая тоже по-своему уникальна. «Пластилиновую ворону» или «Падал прошлогодний снег» тоже не удалось никому превзойти…
- Российские рисованные мультфильмы, как правило, очень реалистичны, наверное, это влияние нашей художественной традиции?
- Несомненно, особенно ленты, созданные в 1950-е годы. Посмотрите, герои в них как живые, прорисованы очень подробно. В этом еще одно преимущество отечественных лент над иностранными. Для зарубежных художников анимация – условное искусство, поэтому они создают очень примитивные изображения. Я не говорю про японское аниме, которое вообще все «ненастоящее» - глаза в пол-лица, крошечный ротик, носик-точечка, движения какие-то изломанные, но даже хорошие американские фильмы сделаны весьма шаблонно. Все герои «плоские», нет объема, натурального движения…

0

4

- Сейчас все большее лент в технике 3D, где как раз объем – главное…
- Это особый прием, когда мультфильм создается с помощью специальных компьютерных программ. Такие ленты по-своему интересны и даже весьма неплохо сделаны, но все же с хорошим рисованным мультфильмом не сравнишь. У нас тоже есть объем – в последних российских картинах нередко применяют эффект «облета камеры», когда героя показывают и сверху, и снизу, и со спины. Это очень интересный подход, позволяющий расширить возможности «плоского» изображения. 
- И все же нашим анимационным лентам, даже полнометражным,  пока трудно конкурировать с американскими и японскими…
- Я думаю, что одна из причин заключается в том, что российские инвесторы еще не привыкли вкладывать деньги в анимационное кино, предпочитают традиционные картины. Игровой фильм, конечно, на порядок дороже, чем «полный» анимационный, зато снимается гораздо быстрее – 1 год против 1,5-2, да и окупается скорее. Но хорошая мульткартина служит дольше: обычный фильм быстро устаревает, а анимационный работает на протяжении многих десятков лет. Причем его с удовольствием смотрят как дети, так и взрослые. Еще одна причина – нехватка специалистов, особенно художников-мультипликаторов, прорисовщиков, фазовщиков. Их выпускают очень мало, они буквально на вес золота. Кроме того, у нас, к сожалению, нет такого человека, как Уолт Дисней, сумевшего поднять производство анимационных лент на небывалую для своего времени высоту. Он выступал одновременно и как художник, и как режиссер, и как продюсер, обладал огромным талантом и работоспособностью.
- Я знаю, вы также иллюстрируете детские книги…
- Мне это интересно прежде всего как художнику. Я  читаю текст и как бы «рисую» его, придумываю в голове мультфильм, а потом переношу получившееся на бумагу. Для меня важно, чтобы картинка не была статичной – на ней обязательно должно быть движение, действие. Тогда детям будет интересно ее разглядывать. К сожалению, поработать над книгой не всегда удается – много времени отнимают мультфильмы, но это даже хорошо – значит, наши ленты нужны.

0

5

http://s003.radikal.ru/i202/1104/5d/c6f25de58ae1.jpg

0

6

Рисунки Алексея Туркуса.

http://i062.radikal.ru/1104/aa/6b0f2f96b779.jpg

0

7

http://s12.radikal.ru/i185/1104/b6/5df12631252c.jpg

0

8

http://s009.radikal.ru/i309/1104/ec/adf1ca395ff4.jpg

0

9

http://i059.radikal.ru/1104/dd/1aa5d558dad6.jpg

0

10

http://s008.radikal.ru/i306/1104/44/e400e70bb02c.jpg

0

11

http://s03.radikal.ru/i176/1104/6e/8e4812346dd7.jpg

0

12

Книгу Игоря Жукова "Толстое солнце" с рисунками Алексея Туркуса можно купить в издательстве "Априори-Пресс". Тел. (495)726-96-58. Ул. Новоалексеевская, д.4 стр.5 оф. 321. м. "Алексеевская".

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Хочу рассказать » Мульти-пульти Алексея Туркуса