ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Вундеркиндеры


Вундеркиндеры

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Россия всегда славилась талантами. Еще Михайло Ломоносов предрекал, “что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать”. Но и среди наиболее талантливых есть такие, кто выделяется на  фоне даже самых одаренных. Это люди, очень рано проявившие свои особые способности. И прежде всего – способность к учебе. Речь идет о ребятах, закончивших школу и ставших студентами самых престижных вузов Москвы на 6-7 лет раньше своих сверстников. По данным Министерства образования, таких ребят набирается совсем немного – около 50 человек на всю страну. Абсолютный “рекорд” среди них принадлежит Савелию Косенко, поступившему в МГТУ им. Баумана в 11 лет, а уже  в 17 успешно закончившему университет.

0

2

Всем хорошо известны имена молодых музыкантов, юных шахматных гениев или теннисистов, добившихся выдающихся результатов в самом нежном возрасте.  Гораздо меньше мы знаем о тех ребятах, в ком рано проявилась другая сторона одаренности – способность быстро осваивать новую информацию, учиться. Обычный цикл обучения включает в себя как минимум 15-16  лет. Ребенок приходит в школу в шести-семилетнем возрасте, проводит в ней 11 лет, затем поступает в институт – это еще лет 5-6. Только к 22-24 годам человек считается полностью обученным.  Однако среди “обычных” детей  очень редко, но встречаются те, кто способен преодолеть этот длинный путь за более короткий срок. Мы связались с двумя такими  ребятами: Антоном Атамановским, поступившим МГТУ им. Баумана в 13 лет, и Александром Климентовым, ставшим в том же возрасте студентом мехмата МГУ. Разговор касался проблем, с которыми пришлось столкнуться им и их родителям в процессе ускоренного получения образования.

0

3

Первая проблема для подобных одаренных ребят – неприятие их  школьными учителями. В самом деле, обычный российский учитель, как это ни покажется странным,  не подготовлен к тому, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Школьный педагог, даже самый передовой и талантливый, поставлен в такие условия, что у него нет ни времени, ни сил на индивидуальное обучение каждого малыша. Дай бог справиться с программой и успеть выполнить все положенные контрольные! Главным принципом отечественной школы был (и во многом остается сейчас) принцип единообразия – давать знания будем всем и в равной мере. Всякие там американские “ай-кью” (показатель интеллектуального развития человека) признаны у нас непедагогическими и вредными.  В результате мы имеем массовую школу с очень средним уровнем образования и соответствующими учениками. А всех более-менее талантливых детишек озабоченные родители стремятся как можно раньше запихнуть в спецшколы,  гимназии и лицеи, где учат действительно намного лучше и качественнее.
Когда одаренный малыш попадает в обычную школу, ему там, мягко говоря, не рады. Любому педагогу гораздо проще работать с “тихим” троечником и “крепким” хорошистом, чем с ранним отличником. Не вызывают прилива  энтузиазма такие ученики и у директоров учебных заведений  – лишние хлопоты! Поэтому работу учителей,  как правило, берут на себя родители талантливых малышей.

0

4

У Саши Климентова мама – преподаватель английского языка, у Антона Атамановского папа – учитель математики. Во многом благодаря им ребята смогли “проскочить” начальную школу не за 3-4 года, а намного быстрее. Саша пошел в свои семь лет сразу в пятый класс, Антон начал учебу со второго класса, но на следующий год перешел из третьего -  в седьмой (!). И главную трудность для них представляла, как выяснилось, не учеба в школе, а отношения к ним одноклассников и учителей.
Антон Атамановский: С учебой как раз проблем не было. Большую часть знаний я получал дома. Мой отец очень здорово помогал мне. А вот с одноклассниками сначала трения были, они никак не могли ко мне привыкнуть. Но  потом, в 8-м классе, все стало как надо. Они, видимо, поняли, что я  нормальный парень, без всяких там закидонов, со мной можно дружить, общаться на равных.  Саша Климентов  не поладил со  школьной учительницей по литературе, которая ну никак не могла привыкнуть к тому, что он прочитал к 9 годам всего Шекспира, Мольера, Чехова и может на равных спорить с ней. К счастью, его вовремя перевели учиться в знаменитую Пятьдесят седьмую школу, где проблем с учителями  не  возникало. Но Пятьдесят седьмая — это математическая спецшкола, она выделяется свои нетрадиционным подходом к обучению, а что говорить об обычных средних школах? Как быть родителям одаренных ребят где-нибудь в провинциальном городишке, в котором всего одна-две школы на всех? Им-то куда податься?
Другая проблема — школьные программы. Сейчас много пишут об их  перегруженности, о том, что обычному школяру трудно усвоить весь объем предлагаемой информации. Действительно, 90% школьных знаний, как показывает практика, никогда не пригодятся потом человеку в жизни. Зачем тогда, скажем, зубрить химию и физику будущему гуманитарию, а биологию – математику? Однако учителя заставляют всех учить все. Антону и Саше в этом плане повезло: у них рано проявилась склонность к точным наукам: Антон с 6 лет занялся компьютером, Саша увлекся математикой. Отсюда и их выбор — факультет программирования МГТУ и мехмат МГУ. Интересно, что при поступлении в вузы серьезных проблем ни у одного, ни у другого не возникло. Антон даже сдал вступительные экзамены досрочно, учась в 11 классе. Саша же экстерном закончил 10 и 11 классы и сразу же “проскочил” в МГУ. К слову, отношение преподавателей в вузах к таким ребятам очень хорошее. Поблажек, конечно, им особых не дают, но зато нет такой нудной “принудиловки”, как в школе. Саша, например,  сразу же зарекомендовал себя не только как студент, но и как преподаватель – самый, наверное, молодой в истории МГУ. Он  в свои 13 лет стал учить 15-16-летних ребят на так называемом “Малом мехмате” — специальной школе для будущих математиков при механико-математическом факультете МГУ. Причем делает это совершенно бесплатно! Согласитесь, не часто встретишь такое в наше очень расчетливое время. Кроме того, он проверяет работы участников международных олимпиад по математике, которые приходят в МГУ.

0

5

Саша Климентов: “Я три года учился на “Малом мехмате” до своего поступления в МГУ. Поэтому и решил, что мне будет интересно посмотреть на это, так сказать, с другой стороны. Как называют меня ребята? Нет, конечно не по имени-отчеству, просто Саша, но, разумеется, на “вы”, так у нас принято”.
Среди специалистов (психологов, педагогов) нет единого мнения относительно вундеркиндов. Приходилось слышать, что такие одаренные ребята вырастают как бы однобокими в своем развитие. Честно скажу: при общении с ними я лично никакой однобокости не наблюдал — вполне нормальные ребята со своими интересами и своим кругом общения. Мама Саши даже жаловалась мне, что к него дома постоянно собирается компания друзей и учеников по “Малому мехмату”, и это мешает ему уделять больше времени музыке и чтению. Сам Саша уверен, что все-таки закончит свое музыкальное образование – как-никак пять классов музыкальной школы уже позади. У Антона другие проблемы: он совмещает учебу в МГТУ с работой в компьютерной фирме, создает и размещает сайты в Интернете, а кроме того, в последнее время увлекся психологией,  ходит на специальные практические занятия. 
И Саша, и Антон видят себя в будущем прежде всего учеными. Но, что характерно, оба сказали, что предпочитают жить и работать на родине, а не за границей. Видимо, новое поколение Ломоносовых и Менделеевых действительно будет рождаться и жить в России.

0

6

Ирина Кузнецова, психолог, специалист Министерства образования РФ:
“Умственное развитие происходит у всех по-разному: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но у некоторых людей наблюдается ранее и очень интенсивное интеллектуальное развитие, намного опережающее физическое. И такие дети нуждаются в особом внимании и даже защите, потому что, получив высшее образование в 18-19 лет, они все-таки еще не готовы ко взрослой жизни. Не готовы прежде всего психологически, не готовы принять на себя всю ответственность и все обязательства взрослого человека. Некоторые из них срываются, даже не заканчивают учебу. Впрочем, инфантилизм взрослых людей (и прежде всего мужчин) это известная проблема нашего времени. И она касается всей системы образования и воспитания, а не только отдельных людей”.

Александр Хмелинин, проректор по учебной работе МИФИ:
"Главная проблема таких "малолетних" студентов - это взаимоотношение в студенческой группе. Опыт нашего института показал, что для ребенка в 12-13 лет переход от школы к взрослой жизни часто бывает очень сложным в психологическом плане. Такие ребята с трудом вписываются в коллектив. У них не сразу складываются отношения с однокурсниками. Ведь, по существу, они попадают в чужую для себя среду: вокруг ребята намного старше по возрасту, другие интересы. Человек должен созреть для студенчества, одних знаний по физике и математике, какими бы блестящими они ни были, для взрослой жизни мало. Поэтому такие ребята очень быстро "гаснут".

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Это интересно » Вундеркиндеры