— Но как все-таки быть со школьниками-москвичами? Они ведь не должны страдать из-за инофонов?
— Нужно внедрять особые программы преподавания в смешанных классах. Соответственно — должны быть свои учителя и свои учебники. Именно этим мы и занимаемся. Уже второй год на филологическом факультете МГПУ готовят учителей — преподавателей русского языка как неродного. К сожалению, приходится делать это почти на свой страх и риск — никаких государственных программ по обучению РКН пока нет, как нет и поддержки на федеральном уровне, хотя эта проблема, я уверен, государственного масштаба. Она касается не только Москвы, но и всех крупных российских городов.
— Но ведь в Советском Союзе и сейчас в России действует программа преподавания русского языка как иностранного (РКИ)? Ей, если не ошибаюсь, уже почти пятьдесят лет…
— Разумеется, мы используем методические наработки РКИ, но все-таки между двумя программами есть значительная разница. Для иностранцев русский язык навсегда останется чужим,. они не будут им пользоваться постоянно. Для наших же инофонов русский язык — второй родной, он должен стать для них средством культурного, научного, бытового и пр. общения. Конечно, русский язык не должен совсем вытеснять родную речь, на ней ребенок может говорит дома с родными. Мы выступаем за двуязычие, которое реально существовало в Советском Союзе и которое есть сегодня в национальных республиках, краях и областях РФ — Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Калмыкии и др.
— Но детей в наших национальных школах учат русскому языку с малых лет, а московским педагогам, как правило, приходится иметь дело с разновозрастными детьми…
— Да, и поэтому для успешно реализации нашей программы необходимы особые учебники русского языка, учитывающие не только возрастные, но и национальные особенности детей, — учебники РКН. Кроме того, педагогам, работающим с инофонами нужно платить по повышенному тарифу, ведь они тратят на обучение ребятишек гораздо больше сил. Все эти вопросы требуют срочного решения.
— Сколько человек у вас учится на РКН?
— Пока что был экспериментальный набор, поэтому студентов немного — около 30 человек. В дальнейшем, надеюсь, их станет больше.
— Где они будут работать после окончания вуза?
— У студентов в договоре есть пункт — после получения диплома они обязаны отработать несколько лет в тех городских учебных заведениях, куда их направят.
— Это своего рода распределение?
— Скорее, условие выполнения договора. Ребята получают бесплатное образование, а потом отдают долг в тех школах, где в них нуждаются больше всего. По-моему, это справедливо и выгодно всем — и самим студентам, и Москве.