А что же наши современники? Классический «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова и Шведовой, которым пользовалось не одно поколение школьников, студентов и преподавателей, включает всего 72,5 тысячи слов и 7,5 тысячи фразеологизмов. 80 тысяч единиц содержит «Словарь русского языка» под редакцией Евгеньевой. Ну а максимальное количество современных лексем описано в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией Кузнецова — целых 130 тысяч. Он издан в 2001 году и пока является самым современным пособием в отечественной лексикографии.
Совсем свежие неологизмы, арго, сленговая, профессиональная и ненормативная лексика находятся, как правило, в небольших специализированных словарях — вроде «Толкового словаря русского языка конца ХХ века. Языковые изменения» (главный редактор — Скляревская). Эта книга включает 5,5 тысяч современных понятий, относящихся к 1985-1997 годам. Маловато будет, да и прошло уже почти десять лет… А развитие русского языка не стоит на месте.
Единого словаря, куда вошло бы абсолютно все — и старое, и новое — в русистике не существует. И вряд ли появится в ближайшее время — слишком уж дорогостоящий и трудоемкий проект. А жаль… Ведь как приятно было бы вспомнить зарю перестройки с гекачепистами, путанами и рэкетирами, омоновецами и спецназовцами, баксами, «зеленью» и «деревянными», челноками, чартерами, шопингами, видеоточками и экранкой. Непременно стоило бы упомянуть «памятников», баркашовцев, яблочников, жириновцев, гайдаровцев и лимоновцев… В середине 1990-х в русском языке вместо привычного «гараж» появились «ракушки» и «пеналы», а вместо магазина — бутики, супер-, гипер-, мини- и прочие маркеты.
«Новые русские олигархи» ездят на бээмвухах, мерсах, «японках» и «корейках», выбирают себе по кастингу моделек и везут их на «канары». На выборах пышно цветет «черный» пиара и заказуха, а думцы грызутся из-за места спикера. Еще появились, басаевцы, моджахеды и прочие шахиды… А общаемся мы теперь исключительно по мобилам, трубкам и сотовым, смотрим видики и дивидишники, слушаем плееры и сидюшники… По ящику смотрим «мыло» и сериалы, хит-парады и топы. По утрам спешим не на родную проходную, а в офис, где в нетерпении ждут писюки, ксероксы и факсы. По дороге дружно читаем бестселлеры и фэнтези, где на каждой странице — орк и орка (женский род), эльф и эльфийка, красавцы-русалы (мужской род) и коварные кровососы (вампиров).