ФОРУМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШИЕ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Как это было » Русская школа и Теодор Янкович


Русская школа и Теодор Янкович

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ
Российские школы живут по австрийскому уставу

Всякое новое, как правило, хорошо забытое старое. Нынешняя реформа образования лишь подтверждает универсальность этого правила. Почти 225 лет назад в России была проведена школьная реформа, по своим масштабам и значению превосходившая нынешнюю. В отечественной учебных заведениях с того времени утвердились доска и классный журнал, переменки и каникулы, домашние задания и опрос на уроках. Эти новшества настолько прочно вошли в школьную жизнь, что теперь без них не обходится ни одно учебное занятие. Станут ли результаты сегодняшних преобразований такими же привычными?

0

2

Кто придумал домашние задания? Как звали того садиста, который заставил бедных ребятишек корпеть над ненавистными учебниками не только в школе, но и дома? Сегодня мы можем раскрыть страшную тайну и назвать имя “истязателя” детей. Звали его Теодор Янкович де Мириво.
Именно ему принадлежит идея реформы российского образования, успешно осуществленная 225 лет назад – в 1786 году. За несколько лет до этого молодой и никому еще не известный серб из австрийской провинции прибыл в далекий Петербург, причем не как простой ловец славы и чинов, наподобие многих авантюристов той бурной эпохи, а по личному приглашению царицы Екатерины II. Такой части Федор Иванович (так на русский манер стали звать Янковича) удостоился как человек, сумевший провести реформу начального образования на своей родине. Янкович возглавил в Петербурге специальную “Комиссию об учреждении уилищ”. и написал Устав народных училищ - основу школьной жизни. Эта “конституция для школы” просуществовала почти без изменений два с лишним века - с конца восемнадцатого до начала нынешнего, двадцать первого. После Янковича отечественное образование пережило десятки реформ, кучу революций, несколько смен общественного строя, но тем не менее, общий распорядок уроков и занятий в школе остались практически прежними.

0

3

Как проходили школьные занятия до Янковича? В классе сидело пятнадцать-двадцать разновозрастных Митрофанушек, и каждый, по существу, учился сам по себе. Общих занятий не было - учитель работал с каждым индивидуально: давал задание по арифметике одному,  проверял чистописание у другого, читал букварь с третьим. Поэтому в помещении стоял постоянный гул от ученической зубрежки. Да и привычных нам парт тоже не было: ученики сидели на лавках за длинным столом, а учитель ходил за спинами школяров с длинной деревянной указкой и “стимулировал” лентяев. Ученики могли довольно свободно общаться между собой, входить и выходить из класса, кидаться (когда учитель отвлекался) жеваной бумагой - любимое развлечение тогдашних оболтусов.
Федор Иванович первым делом взялся за наведения порядка в классах. Занятия в российских школах было решено подогнать под австрийский школьный устав. В родной Сербии, где Янкович трудился директором народных училищ, австрийские правила поведения в школе хорошо легли на славянскую почву. “Почему бы не сделать то же в России?” – подумал Янкович и переписал заграничный устав на русский манер.

0

4

Он ввел в начальной школе классно-поурочную систему обучения: один урок - один класс - один предмет. Этот принцип занятий успешно применяется и до сего времени. В классе при Янковиче появилась специальная доска, на которой педагог записывал мелом задание сразу для всех школяров. Были заведены классные журналы для отметок посещаемости и успеваемости учеников, а перед началом каждого урока стала проводиться перекличка с обязательным отзывом “здесь”. В школьных помещениях воцарилась тишина. Чтобы ответить или задать вопрос, ученик должен был поднять левую руку и ждать разрешения учителя. Уроки начали проводить строго по расписанию с переменками между ними. На отдых детей выгоняли бегать на улицу или (в плохую погоду) заставляли прогуливаться в специальных залах - рекреациях. Начало и конец занятий возвещал звон колокольчика, бить в который обязали школьного сторожа. И главное новшество того времени – домашние задания. Дело ранее невиданное и неслыханное: заниматься теперь приходилось не только на уроках, но и дома. Зато появился узаконенный летний отдых, а также перерыв в занятиях на Рождество и Пасху.

0

5

В губернских городах при Янковиче открылись главные народные училища, в которых учили  5 лет, в уездных - малые народные училища (2 года обучения). В эти учебные заведения принимали мальчиков без сословных различий - почти революционное нововведение. Позднее появились церковно-приходские и казачьи школы, народные сельские училища и прогимназии. В общем, на любой цвет и вкус. В них изучали русский язык, арифметику, пение, закон Божий, а также ручной труд и прочие нужные предметы. Большая часть времени отводилась на грамматику и орфографию.
Средние учебные заведения прошлого были не менее многообразны: епархиальные училища и духовные семинарии (в них давали духовное образование), кадетские корпуса (военное обучение), ремесленные и торговые училища (аналог современных ПТУ), учительские, реальные и коммерческие училища (сейчас - техникумы и колледжи), а также мужские и женские гимназии и лицеи. Для девушек из состоятельных семей существовали институты благородных девиц. Учеба обычно начиналась в 10-12 лет и продолжалась (в зависимости от типа заведения) 7-8 лет. Выпускник позапрошлого века был взрослее современного старшеклассника.

0

6

Список предметов, включенных в программу классической гимназии, впечатляет:  русский язык и словесность, 4 обязательные языковые дисциплины (латынь, древнегреческий, немецкий, французский), математика, философия, законоведение, закон Божий,  физика, история отечественная и мировая, география, рисование и чистописание. А в женских учебных заведениях – еще танцы, этикет и ведение домашнего хозяйства. В старшем, восьмом классе гимназии (современный 11-й) в неделю было 29 учебных часов. Что интересно, в некоторых учебных заведениях (например, в коммерческих училищах) практиковалось совместное пребывание мальчиков и девочек. Обучение было платным и казенным (за счет государства). Действовали классные и школьные родительские комитеты.
Количество средних ученых заведений, кстати, непрерывно росло даже во время войн. В 1908 году в России было 494 мужских гимназий и 351 женская, а в 1915 – 797 и 1001,  реальных училищ –  190 и 276 соответственно. Рост в 1,5-3 раза. Были, разумеется, и частные школы. Накануне первой мировой войны их насчитывалось более четырехсот. В 1914 году в Российской Империи на 150 миллионов жителей приходилось 102 тысячи начальных и средних учебных заведений В них обучалось более 7 миллионов детей. Сейчас в РФ (145 миллионов жителей) действует 67,6 тысячи школ, в них учится почти 19 миллионов школьников.
От тех времен в отечественной школе сохранилось многое, если не сказать все: и уроки по расписанию, и классные журналы, и школьная доска, и каникулы. Ушли только розги. Нынешних неучей пороть вроде как запрещено. И за это они должны сказать спасибо.

0

7

Теодор Янкович родился в 1741-м году в Сербии, в Сремска-Каменице. Получил юридическое и камеральное образование в Венском университете. Работая с 1773 директором народных школ провинции Тимиш Баната, в которой наряду с румынами жили славянские народы (преимущественно сербы), возглавил в ней проведение в жизнь австрийского школьного Устава 1774 применительно к традициям славянского населения. Для учителей Я. де М. подготовил специальное педагогическое руководство.
В 1782 Я. де М. по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Он возглавил “Комиссию об учреждении народных училищ” и составил общий план школьной системы, закрепленной Уставом 1786, по которому учреждались малые народные училища и главные народные училища, и организовал подготовку учителей для этих школ в открытом по его инициативе Петербургском главном народном училище, директором которого он был в 1783-85.
Вместе с русскими учёными и педагогами Я. де М. написал "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783). Он создал ряд учебников: "Букварь", "Прописи и для них руководство по чистописанию", "Правила для учащихся" (все в 1782), "Руководство к арифметике" (не позднее 1784) и др. Переиздал, значительно дополнив, "Сравнительный  словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный" (ч. 1-4, 1790-1791), составленный П. С. Палласом (изд. 1787-89). В 1802-04 член Комиссии об училищах Министерства народного просвещения (с 1803 - Главное правление училищ).
Умер - 22.5(3.6). 1814, Петербург, русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской академии (1783). 
              Лит.: Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв., СПБ, 1912; Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 61-78; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973, с. 143-54.

0


Вы здесь » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА » Как это было » Русская школа и Теодор Янкович