«Равнодушные» дети стараются не ссорится с лидером, но далеко не всегда одобряют его поступки. И практически всегда крайне негативно относятся к «подпевалам» - знают им цену. Принцип таких детей – быть как все, не выделяться. Они послушны, не нарушают школьных правил и не доставляют особых хлопот ни учителям, ни родителям. Часто такие дети становятся формальными лидерами в классе – их назначают старостами, звеньевыми и т.д. Но реального авторитета они не имеют.
Психология жертвы
И, конечно, в коллективе всегда есть изгои – дети, которых никто не любят и которых подвергают унижению и оскорблению.
Как правило, объектом унижения становится ребенок, чем-то непохожий на остальных – слишком тихий, замкнутый, робкий, нерешительный и пр. Его превращают в жертву – начинают обзывать, толкать, потом бить. Если малыш не оказывает активного сопротивления, он скоро становится изгоем.
Признаки жертвы:
- ребенок неохотно идет в школу и при любой возможности избегает их,
- возвращается подавленным, нередко плачет без причины,
- мало говорит о своих друзьях или вообще их не имеет,
- не рассказывает о том, что происходит в классе,
- его не приглашают на день рождения, и он не хочет никого из других детей к себе приглашать.
Ребенок-изгой обычно ведет себя по схеме, заданной окружающими. Это закрепляется в его подсознании, и потом ему трудно избавится от стереотипа. Поэтому нужно изменить поведение школьника, заставить его сделать что-то неожиданное. Например, вместо того, чтобы плакать, оказать сопротивление, дать сдачи. Это озадачит обидчиков, и они скоро потеряют к ребенку интерес – им проще найти другую жертву. Или, скажем, школьник начинает активно участвовать в классных мероприятиях – поездках, экскурсиях, вечеринках, спектаклях и пр. Со временем он занимает определенную позицию в коллективе и добивается уважения других ребят.