Гармония - сила
А ведь цель обучения в 1060-й школе – именно гармоничное развитие ребенка.
- В советские времена обычная и музыкальная школы существовали отдельно, - говорит Михаил Стародубцев. – И лишь в 1980-е годы в Щербинке мы создали Школу искусств, где художественное и академическое образование шли рука об руку. Долгое время это было единственное в своем роде учебное заведение в нашей стране. Потом, в 1992 году, удалось открыть экспериментальную школу вальдорфской педагогики, позднее она получила статус государственной, 1060-й.
- Это правда, что у вас не ставят оценок?
- Мы стараемся учить детей без страха и стресса, - говорит Михаил Стародубцев, - поэтому до 9 класса отметки не выставляем. Ведь любая контрольная и экзамен – это испытание для ребенка, удар по его психике. У нас нет второгодничества, разделения учеников на хороших и плохих… Все ученики – хорошие. Я, кстати, заметил – из так называемых «трудных» подростков потом часто получаются отличные руководители. Эти дети более требовательны ко взрослым, поэтому с ними и труднее (но гораздо интереснее) работать.
- Предметы у вас, как я слышал, преподаются не совсем обычно…
- Они сориентированы на ритм дня, недели, года и излагаются «эпохами» - в течение 3–4 недель один и тот же предмет стоит первым в расписании, сдвоенным уроком. Это ведет к концентрации учебного материала и дает учителю возможность последовательно развивать материал в течение всей «эпохи».
- А музыкальные инструменты преподаются так же?
- Да, у нас есть «эпоха барабана», «эпоха скрипки», «эпоха пианино» и т.д. Каждый ученик знакомится со всеми инструментами и потом сознательно делает свой выбор.
- Художественное творчество у вас ведь не ограничивается только исполнением музыки?
- Нет, у нас очень распространено театральное и изобразительное искусство, пение, особенно хоровое, эвритмия. Все это для того, чтобы развить разные стороны личности ребенка. Чем больше он занимается художественным творчеством, тем, кстати, лучше и его успехи в обычных предметах. Эту закономерность мы давно подметили и используем в нашей работе. Занятия музыкой способствуют, в частности, улучшению памяти и на 30% повышают результаты по естественнонаучным предметам, а также математике. Лучше играешь на флейте – лучше запоминаешь формулы. Вот такое правило.